ДЕЯНИЯ. ДАМАСК - НАЧАЛО ПУТИ.

ДЕЯНИЯ. ДАМАСК - НАЧАЛО ПУТИ.



Добрый всем день. Продолжаю рассказывать о городах упомянутых в Библии, в книге Деяния Апостолов. Первая статья была о городе апостола Павла - Тарсе.
Сегодня я хочу рассказать о Дамаске. Одном из древнейших столиц. Но все города, о которых я буду рассказывать и в этой и в других статьях, нам интересны, в контексте жизни и служения Апостола Павла.




Дамаск — древнейшая из современных столиц, и один из старейших городов мира; первые упоминания о нём относятся к 2500 году до нашей эры. Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта (древнее название Ближнего востока).



Город расположен на расстоянии примерно в 80 километров от Средиземного моря, к востоку от хребта Антиливан, и стоит на плато, возвышаясь на 680 метров над уровнем моря. Суммарная площадь Дамаска составляет 105 км², 77 из которых — это собственно район городской застройки, а остальная часть занята горой Касиюн.


Дата основания Дамаска теряется в веках до начала нашей эры. Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII век) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячелетию до нашей эры.


Первые исторические сведения о Дамаске относятся к XV веку до нашей эры, когда город находился под властью египетских фараонов. В X—VIII веках до н. э. — центр Дамасского царства. Затем входил в состав Ассирии, Нововавилонского царства, Израильского царства, державы Ахеменидов, империи Александра Македонского и возникшего после его смерти эллинистического царства Селевкидов.


В 83 году до нашей эры Дамаск и вся Сирия стали частью Армянской империи Тиграна Великого, а в 64 году до нашей эры римский полководец Гней Помпей присоединил его к Римской империи. Здесь размещалась штаб-квартира римских легионов, воевавших с персами. Уроженцем города в эту эпоху (64 год до нашей эры) был греческий историк и философ-перипатетик Николай Дамаскин (греч. Νικολαος Δαμασκινος).



В 395 году город вошёл в состав Византии.

Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры. Считать, что на "христианизацию" города повлиял апостол Павел, будет неверно, так как в Деяниях Святых Апостолов упоминаются люди, которые уже поверили в Христа (Деян.9).


В результате поражения, нанесённого арабами византийской армии в битве при Ярмуке (август 636 года), Дамаск вошёл в состав арабского халифата.


С 661 по 750 годы Дамаск был столицей халифата династии Омейядов, простиравшегося от Инда до Пиренеев. Позднее город был под властью египетских династий, а в 1076 году стал частью государства турок-сельджуков.



Крестоносцы три раза (в 1125, 1129 и 1148 годах; последний раз — во время Второго крестового похода) безрезультатно пытались захватить Дамаск. 
В 1154 году Дамаск был взят войсками Нур ад-дина Махмуда. После его смерти в 1174 году Дамаск перешёл под власть Айюбидов. 
В 1260 году власть в Дамаске захватили египетские мамлюки. Период их правления ознаменовался расцветом искусства и ремесла. В Европу экспортировалась дамасская сталь и дамасское стекло.
В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь».
 В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания. Лучших оружейников и ремесленников увели в рабство в Самарканд.
Когда в 1516 году Дамаск занимали войска турецкого султана Селима, город всё ещё лежал наполовину в развалинах.
В Османской империи Дамаск стал одним из провинциальных центров, известных только как транзитный пункт для паломников, отправлявшихся на хадж в Мекку.


В 1833 году Мехмед-Али, овладев Сирией, подчинил себе временно и Дамаск, но европейские союзники султана возвратили его вместе с Сирией Турции (1840). С 9 по 16 июля 1860 года Дамаск стал свидетелем резни христиан друзами.


С 1920 по 1943 год Дамаск был административным центром подмандатной территории Сирии, подчинявшейся Франции, а после провозглашения независимости Сирии в 1943 году стал её столицей.
Но мы возвращаем к Апостолу Павлу и времени его жизни в Дамаске.



После чудесной встречи с Воскресшим Христом, на пути в Дамаск, Павел принимает крещение и сразу же начинает свидетельствовать о Христе. Наше внимание привлекают слова самого Апостола в письме к христианам Галатии.
Павел сказал Галатам, что сразу после его откровения от Бога и его  встречи со Христом: «я не пошёл в Иерусалим к тем, кто уже был апостолами до меня, но я сразу же ушул в Аравию, а затем вернулся в Дамаск. Затем, спустя три года, я отправился в Иерусалим « ( Гал 1: 17-18).
Что Павел делал в Аравии в течение трех лет?
Вопрос, который задают не все читающие Библию. Потому, что не обращают внимание на незначительные детали. Однако, три года, три первые года жизни Павла как ученика Христа, могут помочь нам понять поступки Апостола в последствии.
Некоторые ученые предполагают, что он отправился в пустыню, чтобы медитировать и подготовиться к своему миссионерскому призванию. Но ни один пророк не вел себя так, и уж точно Павел не делал этого. Он был призван Богом и Христом сделать что-то, и ему не надо было думать о том, что именно делать. Поэтому мы предполагаем, что слово "в Аравию" означало немедленное повиновение Павла его призванию апостола язычников. Другими словами, его первая миссия была к Набатейским арабам, столица которых находилась в Петре в современной Иордании.


Павел проходит эту первую миссию в тишине, а Лука, вообще, никогда об этом не упоминает. Но, как мы увидим ниже, они оба рассказывают о бесславном отъезд Павла из Дамаска в конце миссии. Почему эта миссия была завалена? Это не могло иметь никакого отношения к богословским дебатам по поводу мужского обрезания, т.к. набатейские мужчины уже были обрезаны. Миссия Павла пришлась в очень неудачное время для еврейского проповедника среди арабских слушателей.
В конце 20-х годов Ирод Антипа, Тетрарх Галилейский и Перейский, развелся со своей женой, которая была дочерью Арета IV, царя набатеев, чтобы жениться на Хасмонейской принцессе Иродиаде. Арета, как оскорблённый тесть, сначала выждал какое то время, затем пошел воевать против Антипы в 36 г. н. э. и основательно потрепал его. Арета была спасен от сурового Римского наказания смертью за нарушение мира императором Тиберием в марте 37 года.


Другими словами, в то самое время, когда еврейский Павел выполнял миссию по обращению набатейцев в христианский иудаизм, их царь вел войну, чтобы победить еврейского тетрарха Ирода Антипа. И когда Арета захватил Дамаск между 37 и 39 годами н.э., а база Павла для миссий в Аравию находилась под его властью, дни Павла были сочтены.
Первая миссия Павла к Набатейским язычникам не оставила никаких следов в дошедших до нас текстах, кроме, конечно, версий Луки и Павла о его побеге из Дамаска, контролируемого  войнами Ареты.


Мы просим Вас очень тщательно сравнивать следующие два рассказа о побеге, потому что они являются абсолютно классическим примером того, как Павел и Лука имея абсолютно одинаковую информацию, по разному её толкуют. Сперва версия Луки, а затем Павла:
«23 С тех пор прошло немало дней. Иудеи сговорились его убить, 24 но Савлу стало известно об их  заговоре. День и ночь иудеи караулили его у городских ворот, чтобы убить.25 Но ученики Савла ночью спустили его в корзине через отверстие в стене». (Ден 9:23-25)
«32 В  Дамаске правитель царя Ареты приказал сторожить все ворота Дамаска, чтобы  схватить меня, 33 но меня спустили в  корзине через отверстие в стене, и я от него спасся».  (2 Кор 11:32-33)
В версии Павла угроза исходит, что очень достоверно, от набатейских гражданских властей, которые контролировали ворота арабского Дамаска после 37 года. Для Луки - угроза исходит, что совершенно невероятно, от еврейских религиозных властей, которые никогда не могли контролировать ворота арабского Дамаска. Это показывает Луку как недостоверного информатора, которым движет антиеврейские предрассудки, которые должны быть тщательно оценены во всех эпизодах Деяний. Заметьте также, кстати, что проблема Павла была гражданская и политическая а , не религиозная и теологическая как у Луки.
 Дамаск - город где Савл встретил Иисуса и ответил на Его призыв. Город куда возвращается он после путешествия в Набатею. Город из которого он отправляется в Иерусалим, не зная, что ожидает его впереди. Но Тот, Кто его спас, принял и послал на служение знал всё.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

КНИГА ДЕЯНИЙ. ТАРС - ГОРОД АПОСТОЛА ПАВЛА

ЦЕРКВИ КНИГИ ОТКРОВЕНИЯ: КОЛОССЫ.

Таблички из Нузи.