ЦЕРКВИ КНИГИ ОТКРОВЕНИЯ:САРДИС.
САРДИС.
Доброе утро и Божьих благословений всем кто читает этот блог.Сегодняшнюю статью хочу посвятить еще одному городу Малой Азии, церковь которого упоминается в Апокалипсисе. Это Сардис или Сарды, как еще его называют. История этого города является яркой иллюстрацией того как переменчива жизнь, и если ты сейчас на вершине, то через мгновение можешь разбиться на дне самого глубокого ущелья.
"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию."
Откр 1:11.
Статьи о Церквях книги Откровения:Лаодикия
Фиатира
Филадельфия
Смирна
Колоссы
"...ты носишь имя, будто жив, но ты мертв."
Мы оставили стены Филадельфии рано поутру и переехали речку Когамус. Перед нами расстилались обширные равнины Гермуса; оттуда нагрянула державный Сардис Кир с своими Персами и там решились судьбы Креза и его царства. История представляет нам Креза, как олицетворенный идеал земного счастья и вместе с тем как образец превратности этого самого счастья.Отец истории, Геродот, начинает, как бы нарочно, бытописание древних народов с повести и Крезовом царстве, - с этого грозного урока земному величию.
Приближаясь к Сардису, вам открываются два высоких хребта живописных гор; первый ряд этих гор состоит из скал с разодранными шпицами, а вершины второго хребта правильно закруглены и увенчаны снегом.
Разгромленные и покрытые прахом развалины Сардиса прислонены к трем совокупленным вместе горам Тмолуса; стены города от обрывистых высот, на одной из которых был Акрополис или цитадель, сходили в три ряда, в обширную равнину, омываемую золотоносным Пактолом; на горизонте этих долин, к северу встают огромные, надгробные курганы царей Сардисских, - эти пирамиды варварских народов; один из этих курганов высится как исполин над прочими. Таков первый вид места, где был Сардис, - второй по Риму своим великолепием и только уступавший Вавилону.
Я глядел на картину его опустошения, сидя на мраморных ступенях амфитеатра, находящегося на полвысоты средней горы и куда я с трудом добрался по грудам поверженных зданий. Лощина, огибающая эту гору, привела меня через обвалы стен к самому великолепному остатку Сардиса; - то был храм Кибелы, матери богов, древнейший памятник Ионического зодчества.
Среди груд стен, карнизов, архитравов, капителей чистого белого мрамора, встают только две величественные и огромного размера колонны; не только капители, образец изящного резца, но весь гармонический рисунок этих колонн приковывает к себе все внимание набредшего на них путника.
Геродот, рассказывая о нашествии Ионийцев на Сардис, пишет, что "храм Кибелы, богини этого края, был сожжён вместе с городом". Но весь город вскоре был возобновлен. Поклонение Кибеле, или по выражению Софокла: "Земле-кормилице всех существ, обитающей на берегах золотоносного Пактола", есть одно из самых древнейших, принадлежит собственно Фригии и Лидии и служит доказательством глубокой древности народонаселения этого края. Храм Кибелы сооружен тремя столетиями позднее храма Соломона. Можно сказать, что эти две колонны храма Кибелы составляют теперь весь Сардис! Подобные зрелища глубоко поучительны для человека и труды путешественника тем вознаграждаются.
Я невольно припоминаю здесь одно место из разговоров в царстве мёртвых Лукиана, когда Меркурий, предвидя грозу, скопляющуюся над головою Креза, говорит о том Харону, который спрашивает у него:
Харон - А где же теперь Крез?
Харон - А где же теперь Крез?
Меркурий - Смотри, вот он в своей нагорной твердыне, обнесенной тройною стеною. Это Сардис; и сам Крез возлежит на золотом ложе и беседует с Солоном Афинянином. Не хочешь ли прислушаться, о чем они говорят?
Крез
Солон.
Харон - Охотно.
Крез - Гость Афинский, - ты уже видел мои богатства и сокровища, сколько у меня груд необделанного золота и какое скопление всякого имущества, - скажи мне, кого ты считаешь счастливейшим человеком?
Харон - Какой будет ответ Солона?
Меркурий - Будь благонадежен; конечно он будет таков, какой приличен высокой душе.
Солон - Крез, мало есть счастливых: из тех, которых я знал, я назову тебе Клеовина и Витона, как счастливейших по моему мнению. Это два сына Аргивской жрицы.
Харон - Он конечно говорит о тех, которые недавно пали мёртвыми, довезши на себе до храма на торжественной колеснице свою мать.
Крез - Согласен; они первые счастливцы, - но кто-же счастливейший после них?
Солон - Теллес Афинянин, который, прожив добродетельно, умер за отечество.
Крез - По твоему я, ничтожнейший из людей, не кажусь тебе счастливым?
Солон - Я не могу Крез признать тебя таковым. пока ты еще не достиг предела своей жизни; одна только смерть укажет: был ли ты счастлив.
Харон - Прекрасно, Солон, что ты нас не забываешь, и что только из нашей ладьи полагаешь возможным судить о счастье.
Я спустился в задумчивости от храма Кибелы к берегам Пактола, искать отдохновения и пристанища от зноя, - и столица Лидийская представила мне только несколько разодранных шатров кочующих Турков; они предложили мне козьего молока и пригоршню отрытых ими медных монет, которые все были времен Римских Кесарей, но тут не было ни одной греческой. Ни одна из них не говорит уже о могущественном Крезе, но только о победителях его победителей, также давно сметенных с лица земли.
Пактол, как свидетельствует Геродот, протекал через сам форум Сардиса. Хотя, вероятно, Пактол и Гермус, изобиловали некогда золотым песком, но конечно главное основание богатства Лидийского царства заключалось в золотых рудниках цепи гор Тмолуса и, вероятно следы этих рудников могли бы быть найдены при более заботливом правительстве. Русло Пактола желто-красноватое и еще невольно напоминает его золото - Турки называют доселе Пактол: рекою богатых, но теперь геологи ищут и часто находят на его берегах камень, названный по имени Сардиса, Сардоник, который, под художественным резцом древних, произвёл столько изящностей.
После продолжительных расспросов мне указали развалины Сардийской церкви, которая по кончине Евангелиста Иоанна, её основателя, была посвящена его имени. Я достиг туда, следя одни только основания полу-исчезнувших зданий, находя кое-где обломки архитравов, и колонн. Часть стен и сводов церкви еще сбереглись; несколько мраморных колонн лежат под грудами развалин и святое место обречено запустению.
Пактол, как свидетельствует Геродот, протекал через сам форум Сардиса. Хотя, вероятно, Пактол и Гермус, изобиловали некогда золотым песком, но конечно главное основание богатства Лидийского царства заключалось в золотых рудниках цепи гор Тмолуса и, вероятно следы этих рудников могли бы быть найдены при более заботливом правительстве. Русло Пактола желто-красноватое и еще невольно напоминает его золото - Турки называют доселе Пактол: рекою богатых, но теперь геологи ищут и часто находят на его берегах камень, названный по имени Сардиса, Сардоник, который, под художественным резцом древних, произвёл столько изящностей.
После продолжительных расспросов мне указали развалины Сардийской церкви, которая по кончине Евангелиста Иоанна, её основателя, была посвящена его имени. Я достиг туда, следя одни только основания полу-исчезнувших зданий, находя кое-где обломки архитравов, и колонн. Часть стен и сводов церкви еще сбереглись; несколько мраморных колонн лежат под грудами развалин и святое место обречено запустению.
"1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.
5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам." Откр 3:1-6.
Грозные предостережения пастырям церквей, которые мы читаем в Апокалипсисе, исполняли страхом многих из церковных учителей, но вместе и усугубляли их рвение право править слово Истины. Божественные слова Апокалипсиса и собственные устные назидания Св. Иоанна церквям, были приснопамятны Сардийской Церкви, когда ею правили такие Епископы, каков был Мелитон. Он был великим поборником христиан против язычников; нам сохранилось еще его послание к Императору Марку Аврелию, писанное в 170 году в защиту Христианства от гонений. В этом послании Мелитон напоминает между прочим Императору, что Христианство проникло и укоренилось среди варварских народов; что сами Римляне в царствование Августа были во множестве озарены его светом и наконец, подобно Аполлинарию, Епископу Иерапольскому, напоминает ему, что христианство принесло счастье римскому оружию. Марк Аврелий внял словам святого пастыря, мы это видим из его всенародного послания в Эфес.
В то время Сардис и его окрестности были опустошены землетрясением и по сему случаю Император говорит: "...вы приходите от этого в отчаяние, - а христиане утверждаются в вере своему Богу. Когда вы не имеете никаких опасений, - вы не радеете к богам, не приносите жертв безсмертному Богу и гоните до смерти христиан, поклоняющихся Ему."
Мелитон был первый из христианских писателей, который составил каталог всем книгам, составляющим Ветхий Завет и ездил для того нарочно в Палистину, ибо тогда многие церкви не знали еще всех книг Библии, признанных Церковью.Этот епископ, известный святостью своей жизни и которому приписывают даже дар пророческий, кончил свои дни в Сардисе, где и погребен. Но не таковы были последователи Мелитона и страшное слово: "близкое к смерти"! было ими заглушено и потому Сардис сохранил своё имя, "будто жив", - но он мёртв!
Первым Епископом Сардиса можно считать Климента, одного из числа 70 Апостолов, ученика и сотрудника Св. Апостола Павла. За Климентом считают Епископом Сардийской церкви того, кто правил этою церковью во время пребывания Св. Иоанна Богослова на острове Патмосе - и будто к нему относится воззвание сына Божия к церкви Сардийской в Апокалипсисе. В половине второго столетия в Сардисе правил епископством тот известный Мелитон, о котором мы уже говорили. Назовём также Артемидора, присутствовавшего на первом Никейском соборе; Меоний Сардийский участвовал в первом Эфесском соборе и действовал против Кирила Александрийского...последний Епископ Сардийский, которого известно, назывался Николай; он жил около 1450 года и был в числе тех Епископов, которые, в синодальном собрании в церкви Св. Софии, в Константинополе, торжественно уничтожили постановление неправославного Флорентийского собора.
Сардис, Лаодикия, Иераполь и Хонас подчинены теперь управлению Митрополита Филадельфийского.
Там еще сохранились остатки стен, ворот и четверо сторонней башни; ужасные обрывы со стороны цепи гор Тмолуса делали здесь крепость неприступною, а с другой стороны тройные стены поставляли также непреодолимые преграды для осаждающих; следы этих стен еще видны. Но замечательно то, что Персы овладели цитаделью со стороны тех самых обрывов, которые казались недоступными. Геродот рассказывает, что один Лидиец уронил свой шлем со стены цитадели в пропасть, а потом спустился туда по одной, едва заметной стезе; - это увидел один Перс и это было причиной гибели Сардиса.
Общественные здания Лидийской столицы были великолепны, в том нет сомнения и о том нам свидетельствуют история и развалины; но говоря о городе вообще, свидетельство Геродота нам показывает, что большая часть домов Сардиса была построена из дерева, а меньшее число, кирпичных, было покрыто тростником, и от того, в нашествие Иониан весь город был истреблен пожаром.
Быт жителей Сардиса со времен самых отдаленных был уже исполнен роскоши; Лидийцы были первые, которые изобрели монету и начали её чеканить; они же были изобретателями игр и знаменитейшими наездниками во всей Азии.
Во время владычества Креза, Лидяне более или менее властвовали уже почти над всем полуостровом Азии и сила их оружия поставила их на ряду с царствами Мидийским, Вавилонским и даже с Египтом.
Сарды сделались центром торговли между Азиею и Грецией и промывание золотоносного песка накопило несметные сокровища в казнохранилища царские и даже многих частных людей. Мудрецы Греции, Азии и Египта стекались туда; Лидяне выменивали слитки золота за изящные статуи богов Греции. Крез, взлелеянный счастьем, возмечтал первенствовать между всеми владыками земли и встревоженный возрастающим могуществом Персов, ополчился против Кира; но перст Божий указал уже Киру на Сарды и Вавилон, как уже исполнившие меру нечестия.
![]() |
Кир Великий |
Персидская монархия миновалась, - и другой победитель древнего мира, Александр Македонский, овладел Сардами без боя. Гром его оружия на берегах Граника отворил ему врата столицы Лидийской; но вместе с покорением Лидийского царства он восстановил его свободу и законы. С падением в свою чреду греческого владычества, Сципионы покорили Сарды, вместе с Малой Азией, скипетру Римских Кесарей. В царствование Тиверия значительная часть Сард была разрушена ужасным землетрясением, но Кесарь воздвиг их из развалин. Когда Византия сделалась столицей Римской Империи, Юлиан Отступник пытался возобновить храмы языческие в Сардах, но кумиры остались без поклонников, а храмы поли от землетрясения. Наконец, возмутившись против Римлян полчища свирепых Готов, положили, в царствование Аркадия, предел существования Сард, разрушив город до основания. Тамерлан сравнял с землей уже не Сарды, а только селение, занявшее место столицы Лидийской. Окрестность Сардиса столь же пуста, столь же мертва, как и окрестность Рима. Столько развалин превращенных уже в прах заглушили здесь всю растительность земли.

















Комментарии
Отправить комментарий