ЦЕРКВИ КНИГИ ОТКРОВЕНИЯ: СМИРНА.
СМИРНА.
Добрый день всем кто любит изучать и понимать Библию. Этой статьёй хочу продолжить публикацию отрывков из книги Аарона Норова "Путешествие к семи церквям апокалипсиса".
Автор книги сам прошел по городам где были церкви к которым через Иоанна, Господь сказал Своё слово. Очень интересен его взгляд и описание исторического, религиозного и других контекстов. Описанные им события в жизни городов и церквей помогают понять слова написанные Иоанном и увидеть осуществление слов Господа.
"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию."
Откр 1:11.
Сегодня представляю вашему вниманию Смирну, современный турецкий город Измир.
В одном из живописнейших дифелеев мы сошли отдохнуть возле кофейного дома. Я никогда не забуду того радостного впечатления, которое произвёл на меня неожиданно открывшийся передо мною сквозь ущелья гор вид на блестящую плоскость Средиземного моря и на минареты Смирны, роскошно раскинотой среди садов, в ужасной глубине, на берегу моря. Измир! закричал мой сурджи, подскакивая ко мне: - так Турки называют Смирну.
По мере того как мы спускались с крутых хребтов Сипила, роскошные долины Смирны развёртывались перед моими глазами: - Край Омира (Гомер), родина Илиады и Одессеи! Вот уже почти три тысячи лет как странники не перестают приветствовать этим великим именем, сделавшимся как бы таинственным, - живописные берега Смирнского Залива!
Вот обрывистая гора Пагус, которой вся вершина увенчана полуразвалившимися стенами бывшего Акрополиса Смирны, на циклопических основаниях которого в разные времена возобновлялась цитадель Смирны. Теперешние развалины имеют отпечаток Византийского зодчества.
Передо мною мелькали рощи кипарисовые, масличные, платановые, с весёлыми загородными домами или с грустными кладбищами, яркая зелень лугов, кусты тамаринов, - и наконец в светлом потоке, то шумящем по камням, то роскошно омывающий этот живописный ландшафт, я узнал поэтический Мелес, вспоивший своими струями несравненного Гомэра! Я слез с лошади, и черпнул от его струй.
- "Хотя я и Скиф, и хотя гармония стихов Гомэра, приводящая в очарование Греков, часто ускользает от моих грубых органов" - но я невольно принёс дань моего восторга великому поэту!
В сладком мечтании я уже подъезжал к знаменитой Смирне и проехал мост под которым так же грохотал Мелес, но к моему удивлению я почти не встречал прохожих, - сады были пусты, все ворота загородных домов затворены; это опустение при въезде меня удивило. Мы остановились возле первого дома; на стук у ворот нам отвечали из далека, - и страшное слово La pesta! Чума! поразило мой слух столь же больно как то, которое я услышал, плывя в Александрию со встретившегося нам брига.
Таким образом чума встретила меня при первом шаге на землю Востока, и она же меня провожала оттуда.
Отрывки древней истории Смирны мы находим у Геродота, Страбона и Повзания. Смирна обязана своим основанием Ефесу; квартал этого города,называемый: Смирна - дал своё имя новому городу, где поселилась колония Ефесян, в заливе, близ полуострова Клазоменского.
Мы видим у Страбона, баснословное указание на происхождение Смирны от имени Амазонки; - это указание даёт повод к некоторым догадкам о происхождении народов Малой Азии от Скифов. Эта басня была принята жителями Смирны, ибо древние медали этого города изображают, с одной стороны, их мнимую основательницу, Амазонку. В стене цитадели, на вершине горы Пагуса, сохраняют до сих пор древний колоссальный барельеф, - голову, которую выдают издавна за изображение этой знаменитой Амазонки.
Прибавим также, что Ардис, царь Лидийский, изгнав из Малой Азии Киммерийцев, вслед за тем овладел Смирною; можно заключить, что Смирна была тогда во власти Киммерийцев; так свидетельствует Геродот, называя её колонией Клофона.
Смирна была совершенно разрушена Лидянами, так что после того, в продолжении четырех сот лет, она была ничтожною деревенькою.
Антигон первый возстановил её, а за ним Лисимах, так что во время Страбона, Смирна была уже первым городом, по красоте, во всей Ионии. Она была также причислена к союзу Ионийских городов.
Она сильно пострадала от землятрясения в 180 г по Р.Х, но Марк Аврелий воздвигнул её из развалин. Объем древнего города можно доселе следить по останкам древних стен, от горы Пагуса в обе стороны, до моря.
В числе знаменитых зданий Смирны, Страбон ставит гимназию, библиотеку и храм воздвигнутый в честь Гомера. Даже некоторые монеты древних Смирниотов назывались именем славного певца. Остатки амфитеатра видны доселе на скате горы Пагуса.
В поздние времена, при Византийских императорах, Иоанн Дука, в конце одинадцатого столетия взял и раззорил Смирну с моря. Комнин изгладил следы этой осады, но опустошение, нанесенное Смирне свирепым Тимуром или Тамерланом, долго не изглаживалось.
Теперь Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи.
Шесть землятрясений ниспровергали город и шесть раз он возникал из развалин. У здешних греков есть поверие, что седьмое землятрясение будет конечным для Смирны.
Обратимся теперь к судьбам Смирнской церкви. Слово Христово было здесь посеяно с самых первых годов проповеди Апостолов. Церковь создана здесь Иоанном. При жизни Спасителя, Смирна могла уступить только Ефесу своим могуществом и великолепием. Её называли вторым оком Азии, считая первым: Ефес.
В подтверждение этого служит найденная в Смирне древняя надпись: Вот как предал Божественный Иоанн воззвание Сына Божия к церкви Смирнской:
"8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти." Откр 2:8-11.
Заметим, что в этом Божественном воззвании, подобно как в возвании Филадельфийской, нет ни укора, ни угроз, но ободрение и наставление. Все гонения претерпенные церковью Смирнскою через язычников, наводимых на то большею частию Иудеями, не поколебали веры здешних Христиан.
Светилом церкви Смирнской сияет в нетленном венце мучиничества Святой Поликарп.
Поликарп Смирнский.
Рукоположенный Святым Вуколом и благословенный Иоанном в Епископы церкви Смирнской, он был напоследок Архипастырем всех церквей Азийских.
Вукол Смирнский.
Быв последним учеником Иоанна, он почерпнул из наставлений богослова и других Апостолов, видевших самого Господа, то, что непрестанно передавал изустно и в посланиях своему духовному стаду, строго держасть единственно коренного учения Христа Спасителя и Его Апостолов. Согласно с Апостолом Павлом, он воспрещал всякое общение с язычниками и еретиками, отвергшими увещевания. Если столь святой Епископ, сказал некто, быв наставлен самими Апостолами, и столь близко освещаемый Евангельским светом, не дерзал сообщаться с нечестивыми, опасаясь пагубной заразы лжеучителей, - что же подумать о смелости, или лучше сказать, о преступном равнодушии тех простых правоверных которые посещают их общества, читают их книги и внимают их речам?
Друг Св. Поликарпа и соученик его при жизни Иоанна, Св. Игнатий Антиохийский, быв исторгнут от своей паствы и подобно Павлу везомый в рим на пожрание животным, пристал к берегам Смирны, чтобы излить последний раз свои чувства в душу Поликарпа.
Поликарп в прощании со святым другом своим облобызал цепи, которыми он был обременён. Представители всех церквей Азийских стеклись к стопам сих Апостольских мужей. Обреченный мученичеству Епископ снабдил их письменными духовными утешениями для их собратий, и даже с пути своего не переставал писать пастырские увещания церквам Азийским и к Поликарпу, трогательно завещая его покровительству церковь Антиохийскую.
Остатки амфитеатра, где пострадал в свою чреду столетний Поликарп,показывают с благоговением еще доселе, на скате горы Пагуса, несколько ниже древней цитадели. Оттуда открывается вся Смирна с её окресностями и её живописный залив.
Сидя на одном из уступов этого памятника, где некогда толпились безчеловечные и жадные свидетели мученичества праведника,- как торжественно здесь чтение этого славного для церкви Христовой события, начертанного убитыми горестью самовидцами!
"Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни". Эти слова искупителя, провозвещенные Иоанном, были вновь подтверждены во время мученичества Поликарпа. Глас с неба раздался: "Крепись и мужайся Поликарп!"
Амфитеатр, образуя только полукружие, прислонён к горе и обращен лицем к морю. Ступени с которых давно уже мрамор снят невежественными мусульманами, еще ясно обозначаются; тут также видны своды тех логовищ, в которых содержались звери.
Поднимаясь далее к вершине горы Пагуса, вправо от полуразрушенной цитадели, вам покажут остатки древней Христианской церкви, где еще видны следы портика; там некогда хранились священные останки Поликарпа.
Святая церковь была обращена в мечеть, а теперь тут видна, на остатках мечети, забытая сантонская молельня;-сами Магометане показывают тут так называемую гробницу Поликарпа,чтут его память и называют его благовестником Божьим.
Греческая Смирнская церковь ежегодно, 23-го февраля, в день, посвященный памяти Св. Поликарпа, совершает крестный ход к этому месту.
Большая часть мечетей Смирны заменили древние Христианские церкви, которые можно узнать по их построению.
Достигнув цитадели, венчающей вершину дикой горы Пагус и где некогда была церковь во имя Святых Апостолов, развёртывается величественный вид на все окресности Смирны.
Весь берег малой Азии представлял некогда, по свидетельству Геродота, непрерывный ряд городов и храмов;-этот берег вскормил также Геродота, Пифагора, Гиппократа и др.
Впереди, лазоревое тихоплещущее море, - сначала, поприще мирных, роскошных и умственных отношений Греков ветхой Азии и молодой Европы, а на последок, поприще их враждебной борьбы, навлекшей на их преступные главы мечь и огонь варваров и стершей их с лица земли.
Но Смирна, хотя омраченная игом язычников, все еще дышет негою торговли в бальзамической атмосфере своих померанцовых, оливковых и лавровых рощей.
Нетленный венец мученика крепче её разрушающихся день от дня бойниц,-он невидимо охраняет её и призывает к возрождению: "Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни!"
Да начертают неизгладимо в сердцах своих эти Божественные слова Христиане Смирнской церкви, которой светильник еще горит предстательством мученика пред престолом Всевышнего!
По изысканиям в памятниках первобытной церкви можно полагать, что первый Епископ, или правильнее пастырь Смирнской церкви, был некто Арист; за ним Стратей, сын Лоиды, о которой упоминает Св. Апостол Павел в послании к Тимофею.
Стратей был по матери двоюродным братом Тимофея и сделался учеником Св. Апостола Павла при послушании его Божественных поучений в Памфлии. На пути Св. Павла из Галатии в Иерусалим, во дни опресноков, Стратей удостоился принять Апостола под кров своего дома, куда собрались многие Христиане для слышания его проповеди о таинстве страдания и воскресения Христова.
По церковной истории видно, что Стратею наследовал Арист Второй, о жизни которого ничего не известно.
Смирнская церковь восприяла титул Епископства вероятно в правление оною Св. Вуколом. После него Епископом стал Поликарп. Поликарпу наследовал в Епископстве Папирий, а за ним Камерий, которого Св. Поликарп посвятил в диаконство.
В Смирне находятся семь православных церквей:
Храм в честь святителя Вукола, епископа Смирнского.
Церковь Иоанна Богослова близ Измира.
- Св. Фотины, где временно бывает Митрополия. Там показывают, у западных ворот храма, мрамор с надписью о бывшем в 1688 году землятрясении, от которого обрушилась тогда церковь.
- Св. Иоанна Богослова.
- Св. Георгия.
- Св. Димитрия.
- Св. Иоанна Крестителя.
- Св. Харлампия, находящаяся в госпитале.
- Новосозданная церковь во имя Св. Илии.
В Смирне считают теперь 40 тысячь Православных жителей. Греческая церковь приобщила к лику святых новомученника Димоса, пострадавшего в Смирне в 1763 году.
От себя хочу добавить, что не только в древности Смирнские христиане хранили веру в Иисуса Христа, даже путём мученической смерти.
Девятое сентября 1922 года навсегда вошло в историю под названием Смирнская резня.
В результате поражения Османской империи в Первой мировой войне 15 мая 1919 года, Смирна была оккупирована греческими войсками в соответствии со статьёй 7-й Мудросского перемирия.
Согласно Севрскому мирному договору 1920 года, она должна была отойти к Греции. Однако турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем не признали договор.
Оккупация Смирны считается событием, с которого началась Война за независимость Турции. После победы при Думлупынаре в конце августа 1922 года турецкая армия прорвала греческие позиции.
Шестого сентября в Смирну вошла отступавшая греческая армия. Через день она закончила эвакуацию, потребовавшую всех наличных кораблей.
Между тем в Смирне, кроме местного греческого и армянского населения, скопилось большое количество греческих беженцев из захваченных турками районов Ионии.
Девятого сентября, турецкие войска, под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка вошли в Смирну, после чего началась резня христианского населения города, греков и армян.
Тринадцатого сентября в Смирне начался пожар, продолжавшийся несколько дней и разрушивший христианскую часть города.
Новомученник Хризостом, епископ Смирнский.
В ходе резни и последующих событий погибли около 200 тысяч человек. Оставшиеся христиане были вынуждены покинуть Смирну.
После этого традиционно эллинистический облик города изменился, он стал почти полностью турецким и мусульманским.
"10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять.
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни." Откр 2:10.



























Комментарии
Отправить комментарий